Как заставить органы правопорядка принять ваше заявление

 
 

Как заставить органы правопорядка принять ваше заявление

Согласно закону, любой сотрудник правоохранительных органов обязан принимать все возможные меры по противодействию преступлению или правонарушению.



Но иногда граждане, в отношении которых были совершены противоправные действия, не находят понимания у представителей "стражей порядка" - милиционеры под каким-либо предлогом отказываются принимать от потерпевшего заявление о правонарушении или преступлении.


И такое происходит, не только когда в преступлении замешаны "сильные мира сего" (чиновники или так называемые "мажоры"), но и - что чаще - когда человек стал жертвой "мелкого" правонарушения, например, у него украли мобильный телефон или кошелек. Как действовать, если милиция отказывается принимать ваше заявление о правонарушении, и что нужно знать, чтобы защитить свои права?


Заявление о правонарушениях /преступлениях/

Заявления о правонарушении /преступлении/ могут подавать как физические лица, так и юридические, как граждане Украины, так и лица без гражданства.

 

Заявление можно писать на украинском, либо любом другом языке, которым владеет заявитель.


Анализ ряда норм, в том числе ст. 94, 95 Уголовно-процессуального кодекса Украины, позволяет утверждать, что заявления о правонарушениях /преступлениях/, поступившие от граждан и представителей власти, могут быть как устными, так и письменными. Устные заявления заносятся в Протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо, которое приняло заявление. При этом соответствующей записью в Протоколе заявителя предупреждают про ответственность за заведомо неправдивое уведомление о преступлении.

Данный протокол должен отвечать ряду требований. В нем должны быть обозначены данные заявителя, время, место правонарушения, обстоятельства и т.д. О правонарушении /преступлении/ возможно сообщить и по средствам телефонной связи, при этом данный звонок регистрируется в соответствующем отделении внутренних дел, куда поступил звонок. Подобные уведомления от юридических лиц должны быть составлены в письменной форме.

Все уведомления и заявления о правонарушениях /преступлениях/ регистрируются в отделении органа внутренних дел немедленно в дату, которую они поступили, им присваивается порядковый номер, и заносятся в электронную базу и параллельно в журнал или книгу учета. Данные журналы есть документом строгой отчетности, и ведение таковых регламентировано внутренними приказами и распоряжениями руководителя того или иного органа.

В данном случае, в интересах заявителя  контроль над регистрацией такого заявления. Как правило, заявителю выдают "отрывной корешок" с датой и присвоенным номером заявления, либо выписку из базы. Если такового нет, или его не предоставили - то заявитель имеет право потребовать предъявить выписку из журнала регистрации заявлений или "отрывной корешок".

Если заявитель присоединяет к заявлению какие-либо документы, то целесообразно их прошить и пронумеровать вместе с заявлением во избежание дальнейших проблем с пропажей доказательств /документов/.

Важно помнить, что отсутствие регистрации заявления, или отсутствие доказательств о регистрации заявления у заявителя – позволит представителям правоохранительных органов утверждать об отсутствии поступления подобного заявления, как такового.


Отказ в принятии заявления о правонарушении /преступлении/

Ст. 10 Закона Украины "О милиции" определяет ряд обязанностей милиции, в том числе: принимать, регистрировать заявления и уведомления про преступления или правонарушения, своевременно принимать по ним решения. То есть сотрудники правоохранительных органов на территории Украины, независимо от должности и местонахождения, обязаны принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, совершенных или подготавливаемых независимо от места и времени их совершения, полноты и формы полученных обращений, формы подачи, а так же особенностей заявителя. Их принимают круглосуточно оперативные дежурные того органа внутренних дел, к которому обращается лицо.

Любой сотрудник правоохранительных органов, получивший заявление или уведомление о правонарушении /преступлении/, либо непосредственно выявивший таковое – обязан принимать соответствующие меры к его прекращению, предоставить помощь лицам, которые в ней нуждаются, установить и задержать правонарушителей, обеспечить охрану места правонарушения /преступления/, сообщить про это в ближайший отдел милиции.

Тут целесообразно вспомнить ироничный афоризм: "До вмешательства людей в форме – драка носила неорганизованный характер…" Если говорить простым языком, то практически любой отказ от принятия заявления о правонарушении /преступлении/ есть заведомо незаконным. Исходя из этого, любые заявления, даже такие "мелкие", как кража кошелька, должны приниматься представителями органов внутренних дел к рассмотрению.

Правоохранительные органы зачастую умышленно отказываются принимать и регистрировать заявления о "мелких" правонарушениях, обосновывая это тем, что невозможно найти украденный кошелек или разыскать какую-либо распространенную вещь без идентификационных (присущих только ей) признаков.

На сегодняшний день существуют "телефоны доверия" по которым можно уведомить о той или иной бездеятельности представителей правоохранительных органов, и, как ни странно, на практике это достаточно действенный способ.

Правоохранительным органам не дано права отказать в принятии заявления о правонарушении /преступлениях/. Более того, ст. 19 Конституции Украины определено, что органы государственной власти обязаны действовать только "на основании", "в рамках полномочий" и "способом", которые предусмотрены законами Украины. Из этого следует, что ст. 10 ЗУ "О милиции" ст. 97 УПК Украины определена обязанность правоохранительных органов, а точнее их должностных лиц, принимать данные заявления.

Законодатель не обделил заявителя правом обжалования таковых действий правоохранительных органов. Более того, Конституционный суд Украины определил, что если в милиции не принимают заявления о правонарушении /преступлении/, то возможным является обжалование таких действий. Но при этом необходимо иметь доказательства такой бездеятельности, к примеру, свидетелей.

Согласно Решению КСУ от 14 декабря 2011 г. N 19-рп/2011, споры о бездеятельности субъектов властных полномочий касаемо непринятия заявлений о преступлениях, суды должны рассматривать в рамках криминального судопроизводства.


Рассмотрение заявлений о правонарушениях /преступлениях/

Согласно ст. 97 УПК Украины, по заявлению или уведомлению про правонарушение /преступление/ судья, прокурор, следователь, орган дознания обязаны в трехдневный срок принять одно из решений:

  • возбудить уголовное дело
  • отказать в возбуждении уголовного дела
  • направить заявление или уведомление в надлежащий орган.

В случае необходимости проверить данное заявление или уведомление судья, прокурор, следователь, орган дознания имеют право проводить данную проверку до 10 дней со дня поступления заявления, путем отобрания объяснений у отдельных граждан или должностных лиц.

Подводя итог, необходимо обозначить, что при подаче заявления о правонарушении /преступлении/, для начала необходимо быть настойчивым и добиться принятия вашего заявления. После его принятия необходимо проследить, проведена ли его регистрация, и взять доказательства данной регистрации.

Так как заявитель имеет право требовать письменное уведомление о принятом решении по результатам рассмотрения заявления, выждав 3 для со дня подачи заявления, необходимо либо письменно обратится (с описью вложения и уведомлением) по средствам почтовой связи, либо непосредственно прибыть в правоохранительный орган, куда подано заявление, и подать письменное обращение (получив штамп входящий на втором экземпляре) с требованием сообщить о результатах рассмотрения заявления. При этом всем нужно помнить: каждое Ваше действие должно сопровождаться бумагой.


 



Создан 14 сен 2012



 
Коминформ Коминформ Петр Симоненко Коминформ Коминформ  посещений